Игры, развивающие мышление
Мышление – это процесс решения задачи. Это самый сложный интеллектуальный процесс. Развитое мышление проявляется в сообразительности, догадливости, пытливости ума. Развитие мышления тесно связано с развитием речи: как правило, чем лучше развито мышление ребенка, тем лучше развита его речь и наоборот. Хорошо развитое мышление также определяет и прочность усвоения информации, так как является основой для ее запоминания.
1. Назови одним словом.
Играть можно где угодно. Взрослый перечисляет предметы, а ребенок должен подобрать к ним обобщающее слово.
Для детей 3 – 4 лет задания могут быть такими: Назови одним словом: - корову, зайца, лису, барана (звери); - ворону, сороку, попугая, курицу (птицы); - бабочку, стрекозу, муху, муравья (насекомые); - акулу, щуку, карася, окуня (рыбы); - кубики, матрешку, неваляшку, конструктор (игрушки); - стул, стол, кровать, шкаф (мебель); - чашку, ложку, тарелку, кастрюлю (посуда); - свитер, сарафан, майку, юбку (одежда); - помидор, капуста, огурец, перец (овощи); - яблоко, грушу, апельсин, мандарин (фрукты); - свинью, козу, кошку, собаку (домашние животные); - медведя, зайца, лису, волка (дикие животные).
Для детей 5 – 6 лет следующие примеры заданий: Назови одним словом: - тапочки, ботинки, кроссовки, сандалии (обувь); - топор, пилу, молоток, лопату (инструменты); - спальню, гостиную, детскую, кухню (комнаты ); - машину, трамвай, самолет, корабль (транспорт); - смородину, малину, клубнику, крыжовник (ягоды); - подосиновик, подберезовик, опенок, мухомор (грибы); - клен, березу, дуб, ель (деревья). Назови двумя словами: - шапку, шляпу, кепку, панаму (головные уборы); - пылесос, телевизор, фен, утюг (электрические приборы); - карандаш, ручку, альбом, краски (школьные принадлежности); - обруч, скакалку, коньки, лыжи (спортивные принадлежности); - скрипку, пианино, гармонь, дудочку (музыкальные инструменты); - сарафан, юбку, платье, блузку (женская одежда); - брюки, шорты, рубашку, галстук (мужская одежда); - шубу, пуховик, дубленку, фуфайку (зимняя одежда); - шорты, сарафан, майку, футболку (летняя одежда); - дождевик, плащ, пальто, куртку (демисезонная одежда); - корабль, яхту, пароход, лодку (водный транспорт); - поезд, машину, мотоцикл, велосипед (наземный транспорт); - самолет, вертолет, дельтаплан, воздушный шар (воздушный транспорт); - курицу, индюка, утку, гусака (домашние птицы).
А ребятам 6 – 7 лет по силам будут такие вопросы: Мир природы – назови одним словом: - подснежник, пролеску, мать-и-мачеху, нарцисс (первоцветы); -шелест, скрип, шорох, шум (звуки). Назови двумя словами: - воробья, синицу, голубя, дятла (зимующие птицы); - аиста, скворца, грача, ласточку (перелетные птицы); - бруснику, чернику, землянику, ежевику (лесные ягоды); - боровик, подосиновик, подберезовик, сыроежку (съедобные грибы); - мухомор, поганку (несъедобные грибы); - ели, пихту, кедр, сосну (хвойные деревья); - яблоню, дуб, иву, тополь (лиственные деревья); - розу, ирис, астру, хризантему (садовые цветы); - василек, ромашку, колокольчик, одуванчик (полевые цветы); - ландыш, фиалку, незабудку, подснежник (лесные цветы). Мир человека – назови одним словом: - маму, дядю, бабушку, дедушку (семья); - чемодан, рюкзак, портфель, саквояж (сумки); - крем, лак, тени, помаду (косметика); - гараж, сарай, дом, избу (здания); - Новый год, 8 Марта, День рождения, Пасху (праздники); - старушку, младенца, мужчину, ребенка (люди); - Марию, Владимира, Анастасию, Евгения (имена); - Владимировича, Петровича, Александровича, Сергеевну (отчества); - Иванова, Петрова, Попову, Смирнову (фамилии). Назови двумя словами: - автобус, трамвай, троллейбус, метро (пассажирский транспорт); - поезд, электричка, трамвай, метро (железнодорожный транспорт); - танк, истребитель, авианосец, бронетранспортер ( военная техника); - трактор, комбайн, сеялка (сельскохозяйственная техника); - экскаватор, бульдозер, подъемный кран, цементовоз (строительная техника); - бокс, футбол, шахматы, плавание (виды спорта); - мочалку, мыло, полотенце, шампунь (банные принадлежности); - сахарницу, чайник, чашку, блюдце (чайная посуда); - кастрюлю, сковороду, половник, дуршлаг (кухонная посуда); - тарелку, ложку, вилку, солонку (столовая посуда); - диван, кресло, пуфик, софу (мягкая мебель); - Анну, Дарью, Марину, Елену (женские имена); - Вадима, Петра, Олега, Игоря (мужские имена). Назови тремя словами: - пожарную машину, машину «скорой помощи», машину полиции (транспорт службы спасения); - хоккей, фигурное катание, лыжи, биатлон (зимние виды спорта); - плавание, теннис, баскетбол, футбол (летние виды спорта); - футбол, волейбол, хоккей (командные виды спорта). Еда – назови одним словом: - изюм, курагу, чернослив (сухофрукты); -фундук, миндаль, арахис, фисташки (орехи). Назови двумя словами: - котлеты, колбасу, сосиски, сардельки (мясные продукты); - йогурт, сметану, творог, кефир (молочные продукты); - булку, бублик, сушки, печенье (мучные продукты); - конфеты, пирожные, зефир, шоколад (кондитерские изделия). Проверить школьные знания детей можно с помощью следующих заданий: Назови одним словом: - А, Г, Д, Ж (буквы); - 1, 7, 9, 4 (цифры); - 12, 23, 45, 68 (числа); - красный, синий, зеленый, желтый (цвета); - август, сентябрь, январь, март (месяцы); - Кремль, Эйфелеву башню, статую Свободы (достопримечательности); - Россию, Беларусь, Украину, Англию (страны); - Минск, Москву, Лондон, Париж (столицы); - Воронеж, Волгоград, Екатеринбург, Новгород (города); - русских, белорусов, украинцев, немцев (национальности). Назови двумя словами: - А, О, У, Е (гласные звуки); - Б, Р, П, Л (согласные звуки); - круг, треугольник, прямоугольник, квадрат (геометрические фигуры); - весну, лето, осень, зиму (времена года); - понедельник, среду, четверг, субботу (дни недели). Возможно, ваш ребенок готов справиться со следующими сложными заданиями: Назови одним словом: - муху, дерево, человека, мухомор (живое); - пень, стрекозу, камень, солнце (природа). Назови двумя словами: - микроскоп, очки, телескоп, лупу ( оптические приборы); - градусник, весы, линейку, часы (измерительные приборы). Назови тремя словами: - кактус, лиану, орхидею, пальму (растения жарких стран); - тигра, крокодила, какаду, кобру (обитатели жарких стран); - белого медведя, пингвина, северного оленя, песца (обитатели холодных стран); - рака, лягушку, улитку, щуку (обитатели пресных водоемов); - осьминога, морского конька, ската, кальмара (обитатели морских глубин). Если ребенку сложно выполнять задание на слух, попробуйте дать задание в картинках. Можно задать наводящие вопросы, например: -чем эти предметы похожи? что у них всех общего?
2. «Кто больше?»
Играть можно где угодно. Выберите какую – нибудь тему и соревнуйтесь с ребенком, кто больше назовет предметов по этой теме.
Для ребенка 3 – 4 лет доступны следующие темы: дикие животные, домашние животные, птицы, насекомые, игрушки, посуда, мебель, одежда.
Дети 5 – 6 лет с удовольствием будут подбирать слова на темы: обувь, головные уборы, школьные принадлежности, спортивные принадлежности, транспорт, рабочие инструменты, музыкальные инструменты, электрические приборы.
Доступными темами для детей 6 – 7 лет будут: деревья, цветы, растения, обитатели жарких стран, морских глубин, пресных водоемов, профессии, виды транспорта, виды спорта, неживая природа, явления природы. Эта игра развивает не только мышление, но и память, словарный запас ребенка. Периодически поддавайтесь ребенку, чтобы он почувствовал радость победы.
3. «Что лишнее?»
Играть можно где угодно. Взрослый говорит ребенку несколько слов. Среди них одно лишнее. Ребенок должен его найти и обязательно объяснить, почему оно лишнее.
Для детей 3 – 4 лет следующие примеры заданий (лишнее подчеркнуто): - заяц, сорока, лиса, медведь; - ворона, воробей, волк, голубь; - помидор, яблоко, огурец, свекла; - свинья, корова, лось, коза; - слива, апельсин, абрикос, картофель; - кабан, белка, олень, собака; - пирамидка, матрешка, стул, мячик; - стол, шкаф, кресло, кастрюля; - сковорода, свитер, тарелка, чашка; - шуба, юбка, брюки, неваляшка; - бабочка, стрекоза, щука, оса; - сом, акула, щука, муравей; - клубника, виноград, мухомор, смородина; - ромашка, тюльпан, василек, ель.
Для детей 5 – 6 лет можно предложить следующие цепочки слов: - стул, стол, шкаф, пылесос; - шкаф, комод, холодильник, диван; - ручка, карандаш, краски, мячик; - матрешка, обруч, лыжи, коньки; - топор, тетрадка, молоток, пила; - гвоздь, лопата, грабли, молоток; - пианино, барабан, гитара, телефон; - фен, вентилятор, магнитофон, расческа; - велосипед, мотоцикл, лодка, скакалка; - трамвай, поезд, троллейбус, самолет; - вертолет, катер, парусник, плот; - кроссовки, жилетка, пиджак, брюки; - свитер, носки, гольфы, ботинки; - юбка, сарафан, брюки, платье; - брюки, шорты, юбка, рубашка; - панама, варежки, кепка, шляпа; - пуховик, дождевик, куртка, плащ.
Примеры заданий для детей 6 -7 лет: - колбаса, сосиски, сыр, сардельки; - творог, булка, кефир, йогурт; - конфета, шоколад, зефир, батон; - трактор, автобус, троллейбус, трамвай; - пожарная машина, машина «скорой помощи», такси; - тигр, крокодил, заяц, лев; - белый медведь, лиса, тюлень, морж; - ромашка, роза, тюльпан, астра; - незабудка, одуванчик, георгин, василек; - пижама, наволочка, подушка, матрас; - якорь, штурвал, спасательный круг, автомобиль; - весы, часы, будильник, календарь; - градусник, весы, часы, очки; - солнце, свеча, костер, факел; - ведро, пчела, дерево, человек. Если ребенку трудно выполнить задание на слух, то задание можно проиллюстрировать картинками.
Ребенок должен не просто ответить, но и грамотно объяснить свой выбор. Например, в цепочке «заяц – сорока – лиса – медведь» лишней будет «сорока». Ребенок может объяснить свой выбор тем, что сорока летает, а остальные животные нет. Но нужно подвести его к ответу: «Лишняя сорока, потому что она птица, а остальные – звери».
Учите его объяснять свой выбор при помощи обобщающих слов (игрушки, мебель, посуда и т.п.). Иногда ребенка сбивают с толку внешние признаки предметов, и он не видит правильного ответа, очевидного для взрослого.
Например, в цепочке слов «свинья – корова – лось – коза» ребенок может назвать, что лишняя «свинья», так как у нее нет рогов. Похвалите ребенка, но объясните ему, что правильным будет ответ «лось», потому что это дикое животное, а остальные – домашние.
4. «Что без чего не бывает?»
Играем где угодно. Берется предмет, который можно разделить на много деталей и ищутся его признаки, без которых этого предмета не может быть. Например: «Без чего не бывает дома?» Ответ: «Без крыши, без стен, без окон, без двери».
Надеемся вам помог наш курс!